Только комплексные меры позволят предотвратить эпидемии среди домашних животных в ЕАО

Фильтры

Регион

Новости

Только комплексные меры позволят предотвратить эпидемии среди домашних животных в ЕАО

Главный ветеринарный инспектор Михаил Юдаев утверждает: одними ветеринарными мероприятиями эту проблему не решить

Биробиджан, 20 сентября, EAOmedia. Только комплексные меры позволят предотвратить эпидемии среди домашних животных в ЕАО. Одними ветеринарными мероприятиями эту проблему не решить, считает начальник управления ветеринарии правительства ЕАО Михаил Юдаев, сообщает корр. РИА ЕАОmedia.

– Михаил Владимирович, как вы оцениваете обстановку с чумой свиней в Радде на сегодняшний день?

– Если говорить кратко, то с 13 сентября отходов, то есть вынужденного убоя, гибели животных, на территории Радде нет. Обстановка стабилизировалась.

– А какие меры предпринимались управлением ветеринарии, чтобы стабилизировать обстановку?

– Информация о заболевании животных поступила к нам 28-29 июня. Приняты были меры по отбору материала, и этот материал был отправлен в лабораторию в Уссурийск. В этой лаборатории провели исследования, и нам сообщили, что выделен геном вируса классической чумы свиней, что вирус африканской чумы свиней был исключен, что для нас очень важно, потому что, по существующим требованиям, если бы такой вирус был обнаружен, то все поголовье животных в этом селе было бы уничтожено. При классической чуме меры мягче, и все, что требуется, было произведено: подворный обход, вакцинация животных. Нам было предложено сделать повторный отбор материала и отправить его в вирусологический институт в городе Покрове, там подтвердили диагноз лаборатории в Уссурийске. Тогда мы повторно провели вакцинирование свиней, увеличив дозу десятикратно. Так гласят правила в случае, если поставлен диагноз.

Благодаря помощи администрации района и главы сельского поселения Светланы Рыбаковой был приведен в рабочее состояние пункт уничтожения биологических отходов на территории села. Расчистили и огородили участок, вырыли там две ямы, привезли туда горючие материалы, и все биологические отходы сжигались на этой территории. Главное, что велась работа с людьми, им объяснили, и они сами поняли, что нельзя содержать поголовье свиней так, как они его содержали, с вольным выгулом. Если бы свиней содержали в огороженном дворе, и случилась бы беда, то она ограничилась бы одним подворьем и ближайшими соседями. А у них, к сожалению, это элементарное правило не соблюдали. Но на сегодняшний день у населения уже месяц как прекратился отход, а у двух фермеров, Олега и Юрия Мериновых, ситуация стабилизировалась с 13 сентября. Эти люди вняли нашим предложениям и после вакцинации забили то поголовье, которое вызывало подозрение на заболевание: слабых животных. Будем надеяться, что обстановка нормализовалась.

А правила, записанные в законодательстве, инструкции по борьбе с этой болезнью гласят, что через 40 дней после последнего случая гибели или вынужденного убоя животного снимается карантин.

На дороге при выезде из Радде, благодаря помощи местных властей, мы установили автодезобарьер, в содействии с пограничными войсками наши люди дежурили, пока этот пост функционировал. И мы могли следить, чтобы не было распространения вируса, чтобы мясо не вывозили ни из Радде, ни из сел Башурово и Пашково, которые относятся к угрожаемым территориям.

Общими усилиями созданы условия для реализации мясопродуктов на рынке города Облучья: холодильное помещение, прилавки, порядок выделения торговых мест, – мы и с генеральным директором, и с директором рынка, и с первым заместителем главы администрации – Александром Головатым обсуждали этот вопрос.

На встрече с жителями села Радде под руководством вице-губернатора возникла еще одна больная тема. Люди, которые занимаются выращиванием домашних животных на личных подворьях, причем в большом количестве, вызывают претензии окружающих соседей, потому что ведут убой животных на территории двора, утилизируют тут же биологические отходы. В Облучье нам пришлось наложить на одного такого владельца наказание в виде штрафа, но мы обратились в администрацию с предложением, чтобы таким людям выделяли землю за пределами города Облучья, чтобы они могли выращивать животных, не нарушая экологические и санитарные требования в самом поселке. Там ведь течет речка Хинган, и в самой низинной части грунтовые воды подходят очень близко к поверхности, и эта ситуация несет потенциальную угрозу.

– А какие проблемы еще должны быть решены, чтобы такая ситуация, как в Радде, не повторилась?

– Во-первых, в каждом районе ЕАО должен быть специально оборудованный пункт для забоя скота, чтобы люди могли правильно при необходимости убить свое сельхоз животное, охладить это мясо и потом реализовать. Необходим также и крематор, чтобы отходы, которые возникают при убое, могли быть правило уничтожены. На сегодняшний день утилизационные ямы не везде на территории ЕАО возможно вырыть. По санитарным нормам такая яма должна быть представлена шахтой глубиной девять метров, шириной три метра, а у нас во многих районах области, в том числе в Облученском, Биробиджанском, на глубине девяти метров – вода. То есть такую яму можно вырыть только в Ленинском, Октябрьском и некоторых местах Биробиджанского района.

Сегодня, благодаря мерам, принятым правительством и лично губернатором, на эти цели в рамках пилотного проекта на 2013 год выделено 5 млн рублей. Если это проект будет реализован, а я думаю, что он будет реализован, то закупят крематор, подыщут место на территории города, и это решит проблему уничтожения биологических отходов.

Нельзя обойти молчанием и усилия частных предпринимателей, которые способствуют своими силами решению этого вопроса. Например, Альберт Ивакин, который построил в районе Элеватора убойный пункт. Так что на месте мы не стоим, и, благодаря помощи правительства, вопросы решаются, хотя хотелось бы, конечно, чтобы и денег было побольше, и решались они побыстрее.

– То есть, если подводить итоги, то к основным профилактическим мерам, которые будут приняты, следует отнести…

– Если говорить о профилактических мерах, то, в первую очередь, это работа с людьми, чтобы в некоторых случаях убедить, а в других заставить их соблюдать санитарные нормы. Владельцы животных сразу начинают говорить, что не видят помощи со стороны государства. Конечно, я согласен, что помогать крестьянам на сегодняшний день надо. На федеральном, региональном, поселенческом уровне надо выделять больше средств. Тем более что мы вступили в ВТО. А значит, нас могут накормить и напоить, но если мы сами не будем обеспечивать себя продуктами питания, то те, кто нас кормят, будут нами управлять.

Конечно, хотелось бы, чтобы и законодательная база соответствующая была. Сегодня закона о личном подсобном хозяйстве, который действительно регулировал бы деятельность в этом направлении, нет. Не установлено, сколько животных можно держать во дворе. Вот, мы наказали человека в Облучье за нарушения санитарных норм, а он нам говорит: "Я же не коноплю растил, а животных выращивал, производил продукцию, святым делом занимался". И он прав. Нигде не сказано, сколько животных ему можно было держать: двух? Трех? Десять? А санитарные нормы, между тем, нарушены.

А чисто ветеринарные меры только частично решают вопрос. Например, подворный обход, обследование, вакцинация животных. Сегодня есть такое мнение у людей, что ветеринарная служба виновата и управление ветеринарии, мы не сделали что-то. Но, вот смотрите, мы провели вакцинацию осенью прошлого года. А жизнь-то идет. У кого-то появились закупленные животные, у кого-то свиноматка опоросилась – получен приплод. Появилась неиммунная прослойка. Наступает лето или весна. Мы провели вакцинацию в Радде 6 июля против рожи свиней, затем и против чумы свиней. Но, по инструкции нельзя вакцинировать поросят до 40-дневного возраста, чтобы организм созрел, выработал свой иммунный статус, свиноматок за месяц до опороса тоже не вакцинируют. И всегда существует неиммунная прослойка.

А классической чумой болеют и дикие свиньи, и нам не всегда известно, что делается в дикой природе. А тут прошли ливневые дожди, а Радде находится в низинной местности, куда с сопок стекает большой, хороший ручей. Охотники могут убить животное, которое переболело классической чумой, выжило, но осталось переносчиком вируса. И, разделав это животное, они могут отдать отходы своим свиньям. С этого эпидемия и начинается. Одними прививками вопрос не может быть решен. В конце концов, есть слабые животные, которые не в должной мере отреагируют на введенную вакцину.

Должен быть комплекс мер: культура содержания, ветеринарные мероприятия, культура утилизации биологических отходов и переработки мяса. Иначе мы будем всегда иметь потенциальную угрозу распространения болезней. Достаточно упомянуть, что у нас в области есть около 20 захоронений животных, которые в разные годы – в 1928, в 1946 гибли от сибирской язвы. И эти захоронения частично нам известны, а о некоторых – мы знаем только, что в каком-то населенном пункте такая беда была. И всегда есть потенциальная угроза, что в силу каких-то факторов, связанных с деятельностью человека, распространится еще более свирепое заболевание. Поэтому нужно донести до людей, что если где-то есть такое место, то там нельзя никакую деятельность производить: грунт брать, огород разбивать, строить. А у нас, например, в Дубовом огородили участок для утилизации биологических отходов, а люди разобрали изгородь на доски и растащили по домам. В Ленинске огородили очаг сибирской язвы – разобрали, разворовали эту изгородь, рядом огороды копают. Все прямо по пословице: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Источник: eaomedia.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее