Парламентарии Биробиджанского района ЕАО выступили с предложением регулярно выплачивать в качестве господдержки по восемь тысяч рублей тем сельчанам, которые содержат в своих хозяйствах крупный рогатый скот.
Районные депутаты уверяли, что тогда корова появится на каждом подворье, а цены на мясо и молоко пойдут вниз. Инициативу отвергли.
- Поддержка может быть привязана только к конечному продукту - тем же молоку или мясу - в зависимости от количества, сданного на переработку. Причем неплохо бы - местному предприятию, - заявил председатель Заксобрания ЕАО Анатолий Тихомиров.
Этот вариант и решили разрабатывать.
Пока же в мясные ряды биробиджанского рынка люди с доходами ниже средних сегодня заглядывают нечасто. В конце прошлого лета здесь можно было приобрести килограмм местной свинины или говядины за 250-300 рублей. Теперь это мясо стоит порядка 300-350 рублей, а вырезка - все 450-500.
Подразумевается, что местный сельхозпроизводитель кормит свою скотину местным же сеном и отечественным комбикормом. Значит, оснований для резкого роста цены на мясо нет. В чем же дело?
По данным статистики, на 1 июля 2014 года численность крупного рогатого скота в ЕАО составила 9,8 тысячи голов. На 1 января 2015-го - только 7,9 тысячи. А в целом за год она уменьшилась на 23,7 процента. Значительно (на 20 процентов) сократилось за 2014-й и поголовье свиней. Классический механизм: меньше животных - меньше мяса, но выше цена на него.
И по-прежнему в выигрыше остается не тот, кто выращивает скот, а тот, кто продает мясо. Некоторые крестьяне рассказывают: приезжий перекупщик оценивает свинью или бычка в живом весе на глазок. "Ошибается" он всегда в одну только сторону, и килограммов на десять. О системе сельхозкооперации для закупа продукции у селян по стабильным ценам уже почти позабыли.
Растениеводам проще выращивать высокорентабельную сою, чем зерновые для фермера, у которого, может статься, завтра этот фураж и есть-то некому будет
Между тем сегодня вырастить скот - задача не из простых. В первую очередь из-за нехватки кормов. В итоге фермерские хозяйства, даже относительно крупные, сокращают объемы производства. Например, совместное КФХ Вадима Клячина и Владимира Вульфа в Октябрьском районе ЕАО в прошлом году насчитывало 600 голов крупного рогатого скота, сейчас - менее 400.
- Нет средств купить корма, а сами вырастить зерновые культуры на фураж мы не можем: нет техники. Есть у нас 1,5 тысячи гектаров сенокосов, но австралийские коровы жить на одном сене отказываются, - замечает Владимир Вульф.
Он видит выход из ситуации в создании агрохолдинга совместно с растениеводами. Но тем проще выращивать высокорентабельную сою, чем возиться с капризными зерновыми для местного фермера, у которого, может статься, завтра этот фураж и есть-то некому будет. Так и возник в производстве мяса и кормов очевидный дисбаланс. А координатора нет, хотя он явно бы не помешал.
По мнению Вульфа, государство могло предложить саму идею широкой кооперации сельхозпроизводителей сразу после катастрофического амурского наводнения 2013 года. Тогда многие засомневались, смогут ли далее вести хозяйство самостоятельно. Паводок "срезал" поголовье скота, в том числе и неожиданным образом. Пока пострадавшим сельчанам больше года строили вместо поврежденных домов новые, значительная их часть пережидала свою "эвакуацию" в благоустроенных общежитиях или на съемных квартирах в городских поселениях или областном центре. Скотину с личного подворья туда было не забрать. Бросив хозяйство и пожив по-городскому, немалое число селян не захотело возвращаться назад в проблемную деревню. Они воспользовались теми возможностями закрепиться в городе, которые предоставило государство.
Справедливости ради надо сказать, что иногда животноводством начинают заниматься новые хозяева. В популярном кафе одного из райцентров ЕАО посетителям предлагают пельмени из местного мяса. Сейчас владелец предприятия задумал открыть собственную свиноферму, чтобы не закупать сырье на стороне.
Еще пример: КФХ Юрченко до сих пор занималось растениеводством. Теперь у главы хозяйства Тамары на откорме десяток бычков. Почему произошла "переквалификация"? Стало сложно найти сбыт для выращенных зерновых, когда поголовье скота в других хозяйствах снижается. И вот теперь урожай "утилизируют" сами.
К сожалению, таких случаев очень немного. И проблему производства мяса в масштабе личного подворья не решить. Тем более что по соседству с тем же КФХ Юрченко в 2014 году закрылось хозяйство на сотню голов скота...
Источник: rg.ru
Новости meatinfo – читайте в нашем телеграм канале Подписаться